Главными объектами наблюдения в астрономии инков (что нашло отражение в их мифологии) являлись тёмные участки Млечного пути — своеобразные «созвездия» в терминологии андских культур: Лама, Детёныш Ламы, Пастух, Кондор, Куропатка, Жаба, Змея, Лиса[4]; а также звёзды: Южный крест, Плеяды, Лира и многие другие[5].

В расположении звёзд созвездия легко угадывается фигура человека. В Древнем Египте созвездие Орион считалось «царём звёзд», а в Древнем Вавилоне оно называлось «Верный пастух небес». В иудейскойбиблейской) традиции Ориону соответствовало созвездие Кесиль или Кесил (ивр. כסיל‎, «глупец»), происхождение которого пока никак не объясняется.

В Древней Греции в созвездии видели великого охотника Ориона, согласно греческому мифу, — сына Посейдона и Эвриалы. Помещёно на небо отцом Посейдоном после гибели Ориона от стрел богини Артемиды (по другому варианту мифа — от укуса Скорпиона).

Созвездие включено в каталог звёздного неба Клавдия ПтолемеяАльмагест». «

Шумер и Вавилон

Шумеро-аккадское государство Вавилон существовало со II тыс. до н. э. по VI век до н. э.[8] (в последние десятилетия им правили халдеи, а в VI веке до н. э. страной завладела Персия).

Жрецы-вавилоняне оставили множество астрономических таблиц[8]. Они же выделили основные созвездия и зодиак[8], ввели деление полного угла на 360°[9], развили тригонометрию[9].

Во II тыс. до н. э. у шумеров появился лунный календарь[8], усовершенствованный в I тыс. до н. э. Год состоял из 12 синодических месяцев — шесть по 29 дней и шесть по 30 дней, всего 354 дня[9]. Сначала для согласования с солнечным годом (продолжительность которого они определили в 365 \frac {1} {4} дней) делали вставку 13-го месяца, но потом перестали это делать.[9]

Обработав свои таблицы наблюдений, жрецы открыли многие законы движения планет, Луны и Солнца, смогли предсказывать затмения[9]. В 450 году до н. э. вавилоняне уже знали «метонов цикл» (235 месяцев с большой точностью совпадают с 19 солнечными годами)[9]. Впрочем, китайцы открыли его ещё раньше.

Вероятно, именно в Вавилоне появилась семидневная неделя (каждый день был посвящён одному из 7 светил).

[править] Древний Египет

Разливы Нила происходят в начале лета, и как раз на это время приходится первый восход ярчайшей звезды неба — Сириуса, по-египетски называемого «Сотис». До этого момента Сириус не виден. Наверное, поэтому «сотический» календарь употреблялся в Египте наряду с гражданским. Сотический год — это период между двумя гелиактическими восходами Сириуса, то есть он совпадал с сидерическим годом, а гражданский год состоял из 12 месяцев по 30 дней плюс пять дополнительных суток, всего 365 дней[7].

Недель сначала не было, месяц делился на 3 декады. Употреблялся в Египте и лунный календарь с метоновым циклом, согласованный с гражданским. Позже под влиянием Вавилона появилась семидневная неделя. Сутки делились на 24 часа, которые сначала были неравными (отдельно для светлого и тёмного времени суток), но в конце IV века до н. э. приобрели современный вид. В Египте, в отличие от Вавилона, использовалась десятичная система, но в сутках, кроме 10 светлых часов, они выделяли ещё по часу на переходные периоды, поэтому и получилось 12 часов; то же для тёмного времени суток[3].

Степень развития египетской математики и астрономии неясна. Документов на эту тему почти нет, но эллины высоко ценили египетских астрономов и учились у них.

Астрология появилась не в Египте[источник не указан 478 дней], но гадание по Луне и планетам использовалось там весьма широко.

Египетская система мира, по описанию Гераклида Понтийского (IV век до н. э.), была геоцентрической, но Меркурий и Венера обращаются вокруг Солнца (хотя вместе с ним — и вокруг Земли). Верхние планеты (которые можно наблюдать в противостоянии Солнцу) считались в Древнем Египте воплощениями бога Хора, нижние же планеты египтяне принимали за одну, не делая между ними различий[3]. Египтяне, делили небо на созвездия. Свидетельством этого могут служить упоминания в текстах, а также рисунки на потолках храмов и гробниц. Всего созвездий в Древнем Египте было известно 45. К примеру, упоминается созвездие Мес (видимо, Большая Медведица); созвездие АН в виде фигуры с головой сокола, пронзающей копьём созвездие Мес[3].

[править] Древний Китай

Из стран Восточной Азии наибольшее развитие древняя астрономия в получила в Китае[10]. Уже во время легендарной династии Ся (конец III — начало II тыс. до н. э.) в Китае были две должности придворных астрономов. По легенде, в 2137 г. до н. э. были казнены астрономы Хо и Хи, не сумевшие предсказать затмение. Много астрономических сведений содержится в памятнике китайской литературы «Ши цзин» («Книга песен») (~VI век до н. э.)[11]. Примерно в это же время китайцы уточнили продолжительность солнечного года (365,25 дней)[10]. Соответственно небесный круг делили на 365,25 градусов или на 28 созвездий (по движению Луны)[10].

Обсерватории появились в XII веке до н. э.[12]. Но гораздо раньше китайские астрологи прилежно регистрировали все необычные события на небе (затмения, кометы — «звёзды-метлы», метеорные потоки, новые звёзды). Первая запись о появлении кометы относится к 631 г. до н. э.[13], о лунном затмении — к 1137 г. до н. э., о солнечном — к 1328 году до н. э.[14], первый метеорный поток описан в 687 г. до н. э.[15][16]. Самое раннее однозначно идентифицируемое сообщение о комете Галлея[13] отмечены все последующие появления. В 301 г. впервые замечены пятна на Солнце[11]; позже они регистрировались неоднократно. датируется 240 г. до н. э. Возможно, что наблюдавшаяся комета 466 г. до н. э. также являются появлением кометы Галлея. Начиная с 87 г. до н. э.

Из других достижений китайской астрономии отметим правильное объяснение причины солнечных и лунных затмений, открытие неравномерности движения Луны[14], измерение сидерического периодаIII века до н. э. — и для всех прочих планет, как сидерические, так и синодические, с хорошей точностью. сначала для Юпитера (12 лет, точное значение: 11.86), а с

Календарей в Китае было множество[17]. К VI веку до н. э. был открыт метонов цикл и утвердился лунно-солнечный календарь[17]. Начало года — день зимнего солнцестояния, начало месяца — новолуние. Сутки делились на 12 часов (названия которых использовались и как названия месяцев) или на 100 частей[17].

Календарные реформы в Китае проводились постоянно. Годы объединялись в 60-летний цикл: каждый год посвящался одному из 12 животных (Зодиака) и одной из 5 стихий: вода, огонь, металл, дерево, земля[17]. Каждой стихии соответствовала одна из планет; имелась и шестая — первичная — стихия «ци» (эфир). Позже ци делили на несколько видов: инь-ци и ян-ци, и другие, согласовывая с учением Лао Цзы (VI век до н. э.)[17].

[править] Индия

Основная статья: Индийская астрономия

У индийцев заметных успехов в астрономии — в отличие от математики — не было; позже они охотно переводили и комментировали греческие сочинения[18].Наиболее ранние сведения о знаниях индийцев в области естественных наук относятся к эпохе Индской цивилизации, датирующейся III тысячелетием до н. э.[18] В ведическую эпоху в Индии, Вселенная считалась разделенной на три различные части: небо, небесный свод и Землю, о чём свидетельствует ведическая литература тех времён. Учёные Индии, в отличие от вавилонских и древнекитайских, практически не интересовались изучением звёзд и не составляли звездных каталогов.[18]

В V веке н. э. астроном и математик Ариабхата высказал догадку, что планеты вращаются вокруг своей оси. Он также правильно объяснил причины солнечных и лунных затмений и предсказал несколько предстоящих затмений. Его взгляды вызвали негодование правоверных индуистов, к которым присоединился даже Брахмагупта:[19]

   Последователи Ариабхаты говорят, что Земля движется, а небо покоится. Но в их опровержение было сказано, что если бы это было так, то камни и деревья упали бы с Земли…
   Среди людей есть такие, которые думают, что затмения вызываются не Головой [дракона Раху]. Это абсурдное мнение, ибо это она вызывает затмения, и большинство жителей мира говорят, что именно она вызывает их. В Ведах, которые есть Слово Божие, из уст Брахмы говорится, что Голова вызывает затмения. Напротив того, Ариабхата, идя наперекор всем, из вражды к упомянутым священным словам утверждает, что затмение вызывается не Головой, а только Луной и тенью Земли… Эти авторы должны подчиниться большинству, ибо всё, что есть в Ведах — священно.

Хотя после мусульманского завоевания (XI век) наука в Индии пришла в упадок, некоторые крупные научные достижения принадлежат в XII веке Бхаскара II.

[править] Империя инков

Основная статья: Астрономия инков

Инкская астрономия непосредственно связана с космологией и мифологией, поскольку каждая вака (священное место на земле) отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть из каждой уаки[20]. Из них же вышли сами народы, по представлениям инков.

Первостепенным небесным объектом считался Млечный ПутьМайю» — Река), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре секто­ра[21]. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы[22].

Инки знали различие между звёздами (кечуа Quyllur) и планетами (кечуаHatun quyllur). Точно известно, что они наблюдали Венеру (Ч’аска), Юпитер (Пирва) и Сатурн (Хауча)[23], о наблюдении ими Меркурия и Марса достоверных сведений нет. Инкские названия планет дают основания полагать, что астрономам инков были известны Галилеевы спутники Юпитера и обусловленная атмосферой нечёткость краёв диска Венеры.

Измерения велись по размещенным на холмах и пригорках возле КускоТропика Рака и Козерога. Два камня, по которым определялось начало зимы, назывались Пукуй-Суканка; два других, обозначавших начало лета, назывались Чирав(?)-Суканка[24]. столбам или камням: два на Восток от города, и два — на Запад. Через них выходило и садилось солнце, когда оно достигало

У Хосе де Акосты упоминается о 12 столбах. Он их называет Succanga[25]. Антонио де ла Каланча приводит сведения о 8 столбах с восточной стороны и 8 столбах с западной[26].

Похоже, что уже в середине XVI века, после завоевания испанцами, эти столбы в Куско были заброшены и наблюдение за ними прекратилось или ослабевало.

© Livo2010
Сафонов Максим
          Victum

Создать бесплатный сайт с uCoz